Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Оборудованные учебные кабинеты
В дошкольной организации создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематически работа по созданию предметно-развивающей среды. Здание детского сада светлое, имеется отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии. В двух групповых комнатах спальные комнаты отделены друг от друга.
В детском саду имеются:
- групповые помещения — 2
- кабинет заведующего — 1
- пищеблок — 1
- прачечная — 1
- медицинский блок — 1
- спальни — 2
- туалет — 2
- буфетная — 2
Все кабинеты оформлены и материально оснащены.
Групповые комнаты, включающие игровую, познавательную и обеденную зоны оборудованы согласно санитарных правил и нормативов. При создании предметно-развивающей среды учтены возрастные, индивидуальные особенности детей каждой группы. Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции. В ДОО уютно, красиво, удобно и комфортно детям, а созданная развивающая среда открывает нашим воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов.
Оборудованные объекты для проведения практических занятий
В детском саду для проведения педагогических советов, мастер-классов, открытых занятий, утренников и других различных мероприятий широко используются современные информационно-комуникационные технологии. Имеется компьютер , ноутбук, телевизоры.. Отснятые материалы эпизодически используются в воспитательной работе, в проектной деятельности, выставляются на сайт учреждения.
Оборудованная библиотека(и)
Оборудованные объекты спорта
Оборудованные средства обучения и воспитания
Организованная в ДОО предметно-развивающая среда инициирует познавательную и творческую активность детей, предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности, безопасна и комфорта, соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 1 компьютер и 2 ноутбука, которые имеют выход в Интернет.
В ДОУ имеется современная информационно–техническая база: электронная почта, доступ к сети Интернет с помощью флеш – модем, технические средства обучения, DVмагнитофоны, телевизоры, фотоаппарат, копировальная техника, музыкальный центр.
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся:
Эти ссылки на информационно-образовательные ресурсы могут быть Вам полезны:
официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации —
федеральный портал «Российское образование» —
информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» —
единая коллекция цифровых образовательных ресурсов —
http://school-collection.edu.ru;
федеральный центр информационно-образовательных ресурсов —
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Не предусмотрено
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение доступа в здание образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
НЕ ПРЕДУСМОТРЕННО
Паспорт доступностиНаличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
На данный момент дети с ОВЗ в МКДОУ Коноваловский детский сад — отсутствуют.
«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
В.В. Путин
_______________________________________________________________________
На данный момент дети с ОВЗ в МКДОУ Коноваловский детский сад — отсутствуют.
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
— Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
— Инвалиды с нарушением зрения и слуха
— Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
— Временно нетрудоспособные
— Беременные женщины
— Люди с детскими колясками
— Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды с нарушением слуха
Инвалиды с нарушением зрения
Инвалиды с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата
Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
— закономерности психического развития,
— показатели здоровья дошкольников,
— психолого-физиологические особенности,
— уровень общего развития,
— коммуникативные особенности и речевое развитие,
— эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития — Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности воспитания — Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности — Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
4. Принцип взаимодействия — Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества — Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности — Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий — Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
Предоставление услуг на объекте
МКДОУ Коноваловский детский сад
— Автостоянка(места)для инвалидов- не имеется.
— Пандус – не имеется.
— Адаптированные лифты — отсутствуют.
— Раздвижные двери – имеются.
— Кнопка вызова персонала – не имеется.
— Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне — отсутствуют.
— Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) — отсутствуют.
— Сурдопереводчик, тьютор — в штате отсутствуют.
— Предоставление услуг в дистанционном режиме — не предоставляются.
— Предоставление услуг по месту жительства инвалида — не предоставляются.
В МКДОУ Коноваловский детский сад проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ! Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
— дошкольное воспитание;
— внешкольное воспитание и образование;
— среднее общее образование;
— среднее профессиональное образование;
— высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.
Прием документов в МКДОУ Коноваловский детский сад производится в течение календарного года;
С 01. 06. по 30.08. – понедельник- пятница с 09.00часов до 12.00часов
С 01.09. по 30.05.- понедельник-среда с 9.00часов до 12.00 часов
Сведения о состоянии материально-технической базы МКДОУ Коноваловский детский сад
№ п/п | Наименование | % обеспеченности |
1 | Оборудование и сантехника | 90 |
2 | Жесткий инвентарь | 90 |
3 | Мягкий инвентарь | 100 |
4 | Состояние здания | 90 |
5 | Состояние участка | 80 |
6 | Состояние внутреннего помещения | 85 |
Из таблицы видно, что детский сад оборудован для полного функционирования на 90%. Большая часть МТБ образовательной организации требует постоянного косметического ремонта и обновления.
Сведения о состоянии учебно-методической базы МБДОУ.
№ п/п | Наименование | % обеспеченности |
1 | Игрушки | 60 |
2 | Картины, репродукции | 50 |
3 | Наглядные пособия | 50 |
4 | Технические средства обучения | 50 |
5 | Детская литература | 80 |
6 | Методическая литература | 90 |
Учебно-методическими пособиями детский сад укомплектован на 80%. Задача оснащения предметно-развивающей среды остается одной из главных.
На территории детского сада находятся также: групповые участки для прогулок, огород, цветники.
Безопасность дошкольной организации обеспечена тревожной кнопкой, дежурством сторожей в ночное время, видеонаблюдением. С детьми и персоналом 1 раз в квартал отрабатываются навыки безопасной эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуации, ежегодно проводится обучение ответственных лиц. С сотрудниками проводятся семинары – практикумы по правильному пользованию огнетушителем.
Материально-техническое обеспечение ДОО включает:
№ | Наименование | Оснащение |
1 | Групповые помещения с отдельными спальнями (2 группы) | • Групповые помещения почти в полном объеме оснащены новейшей, современной мебелью отвечающей гигиеническим и возрастным особенностям воспитанников
2 Ноутбука, 2 проектора, 1 принтер. |
2 | Коридор детского сада | • Информационные стенды «Методический стенд», «ГО и ЧС», «Пожарная безопасность», «Охрана труда», «Нормативные документы» |
3 | Прачечная. Кастелянная | • Стиральная машина (1), • ванна (1), • электроутюг (1), • стеллажи для белья (2), • стол (1). |
4 | Пищеблок | • Электроплита (1), • Жарочный шкаф (1), • электрическая мясорубка (1), • холодильники бытовые(1), • водонагреватель (1), • стеллаж под посуду (1), • ванна для посуды 3-х секционная(1), • раковина (1), • столы и нержавеющей стали (3), • кухонная утварь. |
5 | Медицинский блок: | • Картотека, • медицинская документация, • ростомер(2), • медицинские весы (1), • медицинский столик (1) • медицинский стул (1) • облучатель (1), • медицинский шкаф(1), • кушетка (1), • стерилизатор, • и другой медицинский инструментарий. |
6 | Кабинет заведующего | • Нормативно-правовая база для управления ДОУ, • шкаф для документов, • рабочий стол(2), • стул (3), • компьютер и принтер(2). |
7 | Склад продуктовый | • Стеллаж для хранения продуктов(1), • холодильники бытовые (1), • весы бытовые(1), • Морозильная камера (2) • Холодильники (1) |
8 | Территория ДОО | • Веранды (2), • спортивные модули, • выносной материал. |